Гостиницы Санкт-Петербурга
Гостиницы Санкт-Петербурга Контакты Поиск гостиниц Санкт-Петербурга

Кунсткамера

Адрес: Университетская наб., 3 (вход с Таможенного переулка)
Телефон: 7-812-3281412

Кунсткамера

Кунсткамера расположена на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. У многих Кунсткамера ассоциируется, прежде всего, с анатомической коллекцией уродств, что не совсем верно, так как основная часть богатейшей коллекции музея, насчитывающей более одного миллиона экспонатов, посвящена быту и культуре народов Старого и Нового Света. Это, кстати, подтверждено в официальном названии музея - Музей антропологии и этнографии им Петра Великого РАН.

Старейший государственный музей России был создан по указу Петра I в 1704 году. Еще во время своего первого путешествия за границу царь начал собирать всевозможные редкости по примеру заморских кунсткамер (в переводе с немецкого - "кабинеты редкостей, чудес"). В странах Европы в то время выставки со всевозможными диковинками - банками с заспиртованными уродцами, старинными монетами, чучелами птиц и скелетами зверей, а так же всякой всячиной - были чрезвычайно популярны. Сразу же после возвращения из путешествия по Европе Петр I издает указ "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей", согласно которому все чудное и необычное следовало нести во дворец.

Вскоре царская коллекция так разрослась, что для нее пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ней понадобился целый штат. Новое здание было названо на западный манер Кунсткамерой. Надо отметить, что собирал эту довольно необычную коллекцию Петр I не для своего увеселения, а для совсем других, научных целей. Анатомические, зоологические, минералогические и прочие редкости ему служили "средствами для усовершенствования художеств и наук". Но в дворцовых покоях коллекциям стало тесно. И в 1718 году экспонаты перенесли в конфискованный дом опального вельможи Кикина. С этого времени царские коллекции стали доступны для всеобщего обозрения, причем в отличие от европейских музеев, где с посетителей брали плату и при том немалую, посещение Кунсткамеры было бесплатным.

Лучшим экскурсоводом музея был, конечно же, сам Петр Великий, любивший показывать свои сокровища иностранным послам и русским вельможам.

Кунсткамера того времени сильно отличалось от настоящей. Например, помимо обычных экспонатов были и живые люди-уроды, жившие при Кунсткамере и демонстрировавшиеся посетителям музея. Кунсткамера

Петра I не покидала мечта построить специальное здание для нужд Кунсткамеры, которая стала первым в России научным комплексом, объединившим музей, библиотеку и лабораторию. Существует предание, что как-то раз гуляя по дикому, заросшему деревьями берегу Невы, Петр заметил необычную сосну. В ее ствол вросла полукольцом ветка, похожая на дужку большого амбарного замка. Петр повелел дерево-монстр срубить и отправить в коллекцию, а на его месте заложить новое здание. Строительство шло очень медленно, и сам Петр новой Кунсткамеры не увидел - ее торжественное открытие состоялось только в 1728 году.

В 1747 году музей сильно пострадал от пожара, богатейшие коллекции были практически уничтожены. На восстановление понадобилось несколько десятилетий - музей вновь был открыт в 1766 году.

На протяжении вот уже трех веков собрание Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется. Многие известные путешественники (Д.Кук, И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лиснянский, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Н.Н.Миклухо-Маклай и др.) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами музея.

В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китай, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.

Один из самых известных экспонатов музея - уникальный Готторпский глобус-планетарий, созданный в 17 веке в Германии. Он был подарен Петру I в ходе Северной войны и привезен в Петербург в 1717 году. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра. Снаружи на нем были изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находился первый в мире планетарий. В просторной сфере стоял большой стол, окруженный скамьями на 10 - 12 человек. С помощью особого механизма сидящие за столом могли вращать небесный свод с позолоченными звездами и живописными рисунками созвездий. К сожалению, после пожара 1747 года от глобуса сохранились лишь металлические конструкции и дверца с Голштинским гербом. Глобус был восстановлен русскими мастерами под руководством Б.Скотта и Ф.Тирютиным в 1748-52 годах. На внутренней и наружной поверхностях были заново нарисованы карты звездного неба и Земли, но уже с учетом географических открытий 18 века. Долгое время глобус перевозили места на место, а с 1948 "Большой Академический Глобус", как он стал называться, храниться на пятом этаже в башне Кунсткамеры, где его можно увидеть и сегодня.

В музее регулярно проводятся временные выставки, освящающие интересные культурные явления. Например, "Шаманы: тайная жизнь народов Сибири", "За пологом весеннего леса (культура любви в традициях народов Восточной Азии)", "Женщина и магия: мир русской деревни 19 - 20 веков" и др.