Гостиницы Санкт-Петербурга
Гостиницы Санкт-Петербурга Контакты Поиск гостиниц Санкт-Петербурга

Петергоф


Петергоф

Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры 18-19 веков. Основанный в самом начале 18 столетия императором Петром I, неподалеку от новой северной столицы, Санкт-Петербурга, Петергоф стал самой роскошной летней царской резиденцией.

Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов (Растрелли, Леблон, Микетти) и художников, а также простым ремесленникам, имена которых история не сохранила. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, среди которых - знаменитый "Самсон", величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры, живописи и произведений декоративного искусства - все это делает Петергоф, который часто называют "столицей фонтанов", уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.

Основание Петергофа стало памятником победе России над Швецией в Северной войне. Расположенный на берегу Финского залива, он будто бросал вызов врагу и призван был доказать, что Россия стала морской державой, которая способна защитить себя. Сразу после Полтавской битвы Петр Великий приказал разбить парки Петергофа. Возведение Большого дворца, жемчужины Петергофа, началось в 1714 году. Петр Великий лично участвовал в проектировании дворца: в своей работе архитекторы ориентировались на чертежи царя. Петр задумал относительно скромный дворец. Работами по его возведению руководил архитектор Браунштейн. Петр торопил со строительством дворца, и к 1716 году он уже был построен, правда, с архитектурной точки зрения дворец не представлял особой ценности. Ни внешний облик дворца, ни внутренняя отделка не соответствовали композиционному центру великолепного паркового ансамбля, который к тому времени уже начал формироваться. Петергоф

В 1721 году архитектор Николо Микетти разработал проект по увеличению дворца, который царь одобрил. Однако даже новый дворец с фасадом, стоящий на краю террасы и достигающий 160 метров в длину, не решал проблему удобного размещения царской семьи и многочисленных придворных. В 1747 году, с благословения императрицы Елизаветы, архитектор Бартоломео Растрелли начал работать над планом радикального переустройства Большого дворца. От старого сооружения он оставил лишь центральную часть, возведенные еще во времена Петра I. Новый дворец возводился в рекордно короткие сроки. К 1755 году отделка интерьеров была практически завершена. Современники удивлялись темпам работ, размерам и великолепию залов, талантам архитектора и мастеров, помогавших Растрелли.

Растрелли сохранил планировку дворца, который состоял из центральной части, галерей и боковых пристроек. Он добавил галереи, которые простирались на юг по направлению к Верхнему парку. Архитектор также отказался от идеи павильонов, а вместо них решил построить строения, известные как "корпус под гербом" в западной части дворца и "церковный корпус" - в восточной.

Интерьеры Большого дворца полностью соответствовали его внешнему облику. Просторные и светлые залы были богато украшены лепниной, великолепными паркетами, тончайшей резьбой, живописными плафонами, полотнами великих мастеров. В последующие эпохи многие выдающиеся архитекторы, приверженцы разных архитектурных стилей, работали над улучшением интерьеров Большого дворца. Поэтому с залами, относящимися еще к петровской эпохе, во дворце сосуществовали роскошные интерьеры середины 18 века, а также комнаты, выполненные в стиле строгого и благородного классицизма, которые позднее, в середине 19 века, были дополнены залами, в оформлении которых нашли отражение принципы стиля рококо.

За более чем два века существования, Большой дворец превратился в сокровищницу, в которой хранились уникальные произведения искусства и предметы быта, мебель, изделия из бронзы, фарфора, стекла, и многое другое.

Во время Второй мировой войны фашисты подожгли Большой дворец в день взятия Петергофа. Огонь уничтожил не только выдающиеся архитектурный ансамбль, знаменитый на весь мир, но и многие шедевры декоративно-прикладного искусства. Все, что уцелело после пожара, было разграблено захватчиками. В довершение всего, они взорвали самую ценную часть дворца - северную стену, возведенную еще во времена Петра I. Когда Петергоф был освобожден, от дворца оставались лишь обугленные стены. Ущерб, нанесенный ансамблю Петергофа, казалось, не подлежал восстановлению. Многие не рассматривали всерьез мысль хотя бы о частичной реконструкции ансамбля. Однако, как только фашистские захватчики окончательно были оттеснены от подступов к Петергофу, было принято решение попробовать восстановить дворцово-парковый ансамбль. Путем огромных усилий и кропотливой исследовательской работы, благодаря умению мастеров и профессионализму реставраторов, шаг за шагом удалось восстановить весь комплекс парка и построек, включая интерьеры и внешний облик Большого дворца. Сегодня в музее-дворце более 20 залов открыто для посетителей, а коллекция предметов декоративно-прикладного искусства не хуже, чем она была в довоенное время. Композиционный центр Верхнего и Нижнего парков, Большой дворец возвышается на краю 16-метровой террасы, окруженный позолоченными статуями, мерцающий в переливающихся струях фонтанов Большого Каскада. Золото, сверкающее на солнце, изысканная архитектура и водяные брызги фонтанов Петергофа производят на посетителей сильное, неизгладимое впечатление.