Гостиницы Санкт-Петербурга
Гостиницы Санкт-Петербурга Контакты Поиск гостиниц Санкт-Петербурга

Спас-на-крови


Спас-на-крови

Собор Спаса-на-Крови, или Воскресения Христова, был возведен в 1883-1907 годах на месте убийства императора Александра II террористами партии "Народная воля". Покушение на императора было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день, 2 марта, Городская дума на своем чрезвычайном заседании постановила просить императора Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник" погибшему императору.

Одновременно был объявлен конкурс на создание храма-памятника. Победителем оказался архитектор Альфред Парланд. Дальнейшую работу он вел совместно с архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру известным под фамилией Малышев. По преданию, во сне ему будто бы явилась Богоматерь и показала "главные основы храма".

Собор, созданный в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного, воплощает идею преемственного развития национальной архитектуры. Одно время считалось, что с основанием Петербурга началось пассивное подражание Западу. Парланд же будто возвратился на два столетия назад и обратился к памятникам Москвы и Ярославля 17 века, от которых заимствовал все части композиции и детали, что полностью отвечало требованиям к проекту императора Александра III.

Собор примечателен крупнейшим ансамблем мозаик и мозаичных панно, выполненных по рисункам Васнецова, Нестерова и других известных художников. Снаружи мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора, а внутри полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. Убранство Спаса-на-Крови считается единственным в России редчайшим собранием произведений русского мозаичного искусства. Общая площадь мозаик составляет 7050 квадратных метров. В технике мозаики для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель". Спас-на-крови

В оформлении собора использованы породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней - яшма, горный хрусталь, топаз и другие. На цоколе храма Спаса-на-Крови укреплены 20 гранитных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II и его реформах, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Высота самого высокого купола собора - 81 метр. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем - золотой смальтой.

С 1930 по 1970 год здание храма использовалось как склад, что нанесло значительный ущерб художественно-декоративному убранству. В 1970 году Спас-на-Крови стал филиалом музея "Исаакиевский собор", после чего началась реставрация храма, затянувшаяся на несколько десятилетий. Лишь в 1997 году, после завершения основных реставрационных работ, храм открыл двери для посетителей

Кроме ориентации на русскую культовую архитектуру, обязательным условием проектирования было включение во внутренний объем собора места трагического происшествия 1881 года. Именно этим объясняется постановка собора непосредственно на набережной с использованием части русла канала под фундамент собора. Над дошедшими до наших дней фрагментами набережной - части решетки, плит тротуара, булыжников мостовой, на которые упал, истекая кровью, император, сооружена специальная сень. Ее поддерживают четыре колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчает крест и окружает ажурная кованая решетка. Народная молва утверждает, что до сих пор отсюда слышатся стоны невинно убиенного царя.

От Михайловского сада собор Спас-на-Крови отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903-1907 годах на предприятии Бинклера по проекту Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.