Гостиницы Санкт-Петербурга
Гостиницы Санкт-Петербурга Контакты Поиск гостиниц Санкт-Петербурга

Медный Всадник


Памятник Петру Великому, первый в Петербурге, был воздвигнут на Сенатской площади, позднее переименованной в площадь Декабристов. Воспетый Пушкиным в поэме "Медный всадник", этот шедевр мировой скульптуры стал одним из символов города.

Скульптор Этьен Фальконе, о котором восторженно отзывался в своих письмах Екатерине Великой философ Дидро, был специально приглашен из Франции для изготовления памятника. На то, чтобы создать модель конного памятника, у него ушло три года. При работе над изображением Петра I скульптор использовал гипсовую маску и знаменитую "восковую персону" царя.

Памятник изображает Петра Первого на коне. Голову императора венчает лавровый венец - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Памятник установлен на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю.

Камень, ставший постаментом памятника и получивший в народе название "гром-камень", был найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива. Доставка огромного камня весом в 1600 тонн к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение всего этого долгого пути десятки мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. Сама Императрица Екатерина Вторая несколько раз лично осматривала камень и устройства для его транспортировки. В октябре 1770 года постамент был установлен, но открытие памятника состоялось лишь через 12 лет.

Когда приближалось завершение работ по изготовлению монумента, произошла трагедия, чуть не уничтожившая многолетние труды десятков людей. При отливке статуи расплавленный металл, прорвав форму, хлынул наружу и в помещении, где производились работы, возник пожар. Все бросились бежать. Остался один лишь литейный мастер Емельян Хайлов: рискуя жизнью, он сбил пламя и исправил форму. О подвиге Хайлова скульптор Фальконе писал: "Его храбрости мы обязаны удачею отливки".

Русский ваятель Гордеев вылепил, по замыслу Фальконе, змею, которая помимо своего символического значения (враждебные силы, мешавшие осуществлению прогрессивных петровских реформ) является третьей точкой опоры, придавшей всей группе определенную устойчивость и равновесие. Бронзовая голова Петра Первого была изготовлена ученицей Фальконе Мари Колло. Существует легенда, по которой талантливая Мари Колло изготовила голову Петра I для памятника всего за одну ночь. Восхищенный своей ученицей, Фальконе, якобы долгое время безуспешно работавший над скульптурным портретом царя, сразу же решил использовать изготовленную Колло голову для памятника.

7 августа 1782 года, в присутствии большого количества столичных жителей, при громе оркестров и пальбе пушек состоялось торжественное открытие монумента. Фальконе, потерявший расположение императрицы, уехал во Францию до завершения работ по изготовлению памятника, и на церемонию открытия собственного произведения приглашен не был. Среди зрителей находилась Екатерина Великая, которой принадлежала идея создания памятника основателю Петербурга. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале: "Петру I - Екатерина II".

В годы Великой Отечественной войны, когда враг стоял у стен города, ленинградцы бережно укрыли памятник, для чего был выстроен специальный футляр высотой в 14 метров. К счастью, памятник не пострадал, и, открытый сразу же после окончания войны, он до сих пор является символом Санкт-Петербурга и уникальным произведением русской и мировой культуры.